Жаңалықтар мұрағаты
Пәндер Барлық құттықтаулар!
Рахимжанова Армангуль Сартаевна
26-12-2018 21:16
Рахимжанова Армангуль Сартаевна

Инновациялық жобаның атауы

Қазақстандық білім беруді жаңғырту жағдайындағы мектеп менеджменті

Жетекші идея

Жаңғырту жағдайындағы мектеп менеджменті

Жоба мақсаты

Білім беруде алға қойылған міндеттерді орындауда табысқа жетер жол – мектеп менеджментін жандандру

Жоба міндеттері

  • Алға қойылған міндеттерді орындауда табысқа жетер жол

Қолдану саласы

Жалпы орта білім беу мектептері

Жобаның қысқаша андатпасы

Мамандандырылған мектептер мен жалпы орта білім беу мектептерінің инновациялық дамудың жолдары

Жүзеге асыруға дайындық дәрежесі

Тәжірибе  таратуға дайын

Қолданудан күтілетін нәтижелер

Дамудың инновациялық  жолындағы мамандандырылған мектептер мен жалпы орта білім беу мектептері

 

Школьный менеджментв условиях модернизации

Казахстанского образования

Успех всех позитивных перемен зависит в первую очередь оттого, как организовано руководство процессами обновления общества. В образовании первая проблема, которой мы должны озадачиться – это роль менеджмента в успешном функционировании и развитии организации образования. На примере деятельности ОМЛИОД мы решили показать, как эти и другие проблемы, связанные с ней, решаются на практике.

Определяя менеджмент как «науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации», мы вслед за Т.И. Шамовой связываем и цель, и конечный результат всей образовательной деятельности именно с этой проблемой.                  

  Дерево понятия «менеджмент» применительно к образованию прекрасно демонстирует рисунок «Теория и практика управления (менеджмент)», представленный в первом номере журнала «Менеджмент в образовании».

  Все содержание образовательного менеджмента сводится к четырем направлениям работы: планирование, организация, мотивация и контроль, а все действия руководителя (стержневой ствол) составляют два направления работы - это коммуникация и принятие решений.

  Именно на таких же примерно основах строится и зарубежный образовательный менеджмент. Его главными стратегическими опорами являются:

-моделирование,

-мониторинг,

-диалог

По мнению ученых, «одной из главных особенностей науки нашего времени является именно ее модельный характер. История науки начинает рассматриваться как история смены различных господствующих моделей и лежащих в их основе господствующих парадигм».

Не секрет, что образовательный процесс сегодня, чтобы отвечать требованиям системы менеджмента качества, отбирают те педагогические технологии, которые в основе своей имеют модельный характер.  Это: технология укрупненных дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология модульного обучения Жанпеисовой М.М., а также теория развивающего обучения, с которой связаны «Виды обобщения в обучении» В.В. Давыдова и которая раскрыла секреты успешной познавательной деятельности обучаемых через уплотнение и моделирование информации.

От менеджмента организации к личному менеджменту учителя

Именно моделирование помогает развитию и педагогического менеджмента. «Мы уверены, - пишут по этому поводу авторы одной коллективной монографии, что, не овладев модельным мышлением, очень трудно рассчитывать на успех в проектировании новых систем внутришкольного управления».

  С первой непосредственно связана и вторая проблема образовательного менеджмента – необходимость иметь впереди образ будущего, который должен восприниматься в коллективе как ясно сформулированная и всем понятая цель. Естественно, хорошо, если эта цель выступает в модельной, зрительно воспринимаемой форме. Собственно, вся методология ОМЛИОД опирается на единство трех обобщений:

- модель личности выпускника школы (воспринимается как опредмеченный результат работы учебного заведения);

- модель школьной системы (выступает в качестве основного средства достижения этой цели);

- модель личности учителя одаренных детей, от которого зависит конечный результат (она представлена, как условие достижения цели).

  И, коллектив ОМЛИОД разработал такую, научно - образованную и опытно проверенную основу. Кстати, по мнению французского ученого, профессора Болонского университета Ф.Вууда, образ будущего школы, маячащий впереди, выполняет мобилизующую функцию, организуя коллектив к работе, - а если такого нет, «его надо создать, чтобы мобилизовать творческий потенциал коллектива».

   Следующая проблема – это организация управленческой деятельности в коллективе.

  В нашей интерпретации этот раздел управления специализированной школой представлен двумя моделями: теоретическая-менеджменти  практическая - ход идеи к решению.

  Свое преимущество мы видим в том, что путь школе прокладывает выверенная и выстроенная нами ее методология.

  Во-первых, все наши нормотворческие документы, такие как Концепция, Программа развития, экспериментальные локальные проекты, подсказаны самой жизнью, ожиданиями родителей и всей социальной общественности. Они родились, как жизненная необходимость и каждодневно помогают нам не сбиться с выверенного пути.

  Во-вторых, цементирующей основой школьной жизнедеятельности становится тот образ, в котором концентрируется эта методология и который находит свое выражение в стендовом оформлении школьного помещения (заголовки стендов просто «кричат» о специфике нашей жизни).

  И, в третьих, сама методология нашей школы получила конкретное выражение в хорошо выверенных и хорошо усвоенных двух постулатах. Это:

  -казахстанская школа реализует сегодня модель образования, ориентированного на результат, где в качестве результата выступает личность выпускника;

  -источником и средством достижения весомых результатов является утверждаемый культ творчествав коллективе и в образовательном процессе.

Программа развития лицея, реализующего идеи креативного менеджмента

Таким образом, нас интересует не просто образовательный менеджмент, а менеджмент креативный, адекватный феномену детской одаренности, с которым мы имеем дело. И в организации УВП мы руководствуемся такими нашими собственными разработками, составленными совместно с учеными ПГПУ, как:

  -     «Дидактика для одаренных»,

  -     «Основыкреативного менеджмента»,

  - «Состязательно - соревновательная форма работы с детской одаренностью» и др.

  Разберемся, в чем же специфика самого понятия креативный менеджмент (в отличие от образовательного менеджмента вообще).

  Если обычная управленческая система в школе имеет три блока деятельности: управление персоналом, управление учебным процессом и управление воспитательным процессом,- то в основу креативного менеджмента должен быть положен один из основных законов творчества, сформулированных А.И. Доровским. В нашей интерпретации это закон движения человеческого интеллекта по спирали, с обновлением и углублением объема информации на каждом витке развития, причем повторения здесь неизбежны. Отсюда, по закону развития творчества А.И. Доровского и исходя из теории системного повторяться и решаться на более высоком, подвинутом уровне. Так, закон развития интеллекта и творчества мы перенесли на систему управления специализированной школой вообще.

      Смысл нашего опыта заключается в том, что целевая программа учебного года циклично распределяется на несколько блоков (в зависимости от количества педсоветов). И достижение поставленных целей организуется поэтапно: сначала проблема изучается, исследуется на научно-методическом семинаре, потом она переплавляется в методические рекомендации, которые обсуждаются и принимаются методическим советом, а затем их выполнение в УВП контролируется мониторинговыми службами, и вердикт выносится на педсовете.

Как эта система реализуется на практике, покажем на одном блоке управления коллективом в 2017-2018 учебном году.

Общая проблема блока: «Модернизация УВП лицея в свете последних государственных документов проходит 4 этапа.

На перовом этапе (УМС) рассматривалась, изучалась тема «Модель выпускника, востребованного в современном мире: адаптация к жизни». Модель выпускника лицея уточнялась, обогащалась новыми качествами, вытекающими из новых материалов.

  На втором этапе (М/С) новые положения и характеристики методологических документов легли в основу предложенных коллективу методических рекомендаций. Приводим отрывок из материалов методсовета: «Изучив последние материалы Президента, его статью «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Послание народу Казахстана» «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», методический совет рекомендует учителям некоторые идеи этих документов сделать достоянием учащихся, памятуя о том, что «будущее творится в учебных аудиториях».

Рациональная образовательная модель ОМЛИОД, интегрирующая достижения казахстанской и зарубежной школы

Президентом страны поставлена задача создать рациональную образовательную модель, основанную на развитии функциональной грамотности и компетентности, которая интегрировала бы лучшие достижения казахстанской школы и педагогической инноватики зарубежья. Это требование адресовано непосредственно НИШ и прежде всего всем специализированным школам для одаренных детей.

Проделав определенный путь в этом направлении (изучив проблему, опробовав на практике инновационные идеи современного образования), педагогический совет РЕШАЕТ:

  • Всем руководителям подразделений, заведующим кафедрами и учителям   откорректировать свои долгосрочные и краткосрочные планы на предмет создания единой системы УВП, представляющей, по словам Президента, «гармонию традиции и модерна» и направленной на достижение конечного результата – модели личности выпускника лицея.
  • Учитывая, что главной формой УВП является урок, провести до конца учебного года смотр – конкурс открытых уроков, демонстрирующих внедрение идей системы развивающего обучения (СРО), перспектив научно-исследовательской работы (НИР)по предмету, а также интеграцию обучения и воспитания в рамках формирования общественного сознания учащихся.
  • Организовать подготовку и проведение в лицее конкурсного сочинения в жанре эссе на тему: «100 конкретных лиц Казахстана: кого я вижу в их рядах…», для чего:

-  утвердить творческую группу в составе: ...

-провести семинар для учителей по обучению учащихся сочинению жанре эссе;

-  разработать положение о конкурсе.

        - Мониторинговой службе лицея разработать материалы по выявлению социального статуса и перспектив развития (анкеты, опросники и т.п.),провести социологическое исследование в возрастном аспекте на предмет соответствия лицеистов модели востребованной личности выпускника специализированного учебного заведения для одаренных детей.

     - Итоги проделанной работы в этом направлении подвести на НПК, посвященной проблеме интеграции достижений казахстанской и зарубежной школы.

Современный учитель,- это не только предметник, но и организатор всех видов УВП в школе. Но, увы, навыки личного менеджмента просто не поставлены пока в школе».

Мы постарались исправить это положение, внедряя в систему руководства УВП понятие личного менеджмента учителя, что подразумевает обязательный его локальный эксперимент в общей системе развития лицея. Учителю предлагается разработать модель управленческой педагогической деятельности по конкретной теме:

  1. Авторские программы
  2. Поиск и работа с новой учебной информацией
  3. Отбор адекватных содержанию предмета методов и технологий («Содержание и цель делают метод»)
  4. Интеграция учебного и воспитательного труда
  5. Компетентностный подход к обучению предмета
  6. Квалиметрия, как средство не только контроля, но и обучения
  7. Урок – как основная форма учебно – воспитательного процесса.

Уже из приведенных примеров ясно, что очень важной стороной креативного менеджмента является его целевая программа, точнее – иерархия целей: от установок международного и государственного уровня к целям развития школы на пятилетие и на каждый учебный год. Все это отражается в планировании.

Так годовая органиграмма в нашем лицее делится на две части – методологическую и практическую. В первой раскрываются три направления функционирования школы: экспериментальная площадка, строительство школы и научно - методическая работа. И каждому направлению следует цепочка логических формулировок: тема пятилетия – тема года – цели – задачи – средства достижения – ожидаемый результат.     

Вторая, практическая часть наполнена фактами, мероприятиями и организационными актами, т.е. представляет собой воплощение целевой программы в жизнь.

Эта взаимосвязь теории и практики и по горизонтали, и по вертикали позволяет, с одной стороны, по-настоящему выстроить систему менеджмента, а с другой – организовать систематическую работу с кадрами над целями организации, тем более что движение целей имеет системную основу.

В таком режиме ОМЛИОД работает уже третий год и добилась существенных результатов.