Жаңалықтар мұрағаты
Пәндер Барлық құттықтаулар!
Баядилова Мейрамгуль Петровна
26-12-2018 21:07
Баядилова Мейрамгуль Петровна

Инновациялық жобаның атуы

Қазақ мектептеріндегі орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында этномәдени компонентін кіріктіру

Жетекші идея

Орыс тілін үйретудегі басты мақсаттардың бірі ретінде өз Отанына деген сүйіспеншілік, ұлттық мәдениеті мен тілін құрметтеуге бағытталған адамгершілік құндылықтар кешенін қалыптастыру    және оқушылардың когнитивтік тәжірибесін  кеңейту

Жоба мақсаты

Орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында этномәдени компонентін кіріктіру арқылы оқушыларға этномәдениеттік тәрбие беру, халықтың кодына, рухани өміріне қызығушылықтарын арттыру

Жоба міндеттері

  • «Этномәдени компонентін кіріктіру» ұғымына түсінік беру.
  • Оқушыларды тәрбиелеудегі этнодидактикалық және этноәдістемелік принциптерін әзірлеу.
  • Этномәдени тәрбие берудегі халық көркем әдебиетінің әлеуетін көрсету

Қолдану саласы

Бағдарлама мектеп жасындағы жасөспірімдермен атқарылатын практикалық жұмыста (сабақ барысында, фаультатив сабақтарында, сабақтан тыс жұмыстарда) қолданылады. ҚР қалыптасқан  білім беру жүйесін халық мәдениетімен ұштастыруға мүмкіндік береді.

Жобаның қысқаша аңдатпасы

Ұсынылған жоба оқушылар бойында этномәдени құзіреттілігін қалыптастырудың жолдарын көрсетеді. 

Жүзеге асыруға дайындық дәрежесі

Қазіргі уақытта сабақ барысында ( сондай-ақ жаңартылған білім беру  бағдарламасы аясында да), сабақтан тыс іс-шараларда қолданылып келеді.

Күтілетін нәтиже

Орыс тілі сабақтарында этномәдени компонентін кіріктірудің тиімділігі:

оқушыларды тәрбиелеудің этнодидактикалық принциптері белгіленеді;

оқу-тірбие үдерісіне қазақ халқының рухани байлығын көрсететін мәтіндер енгізілді;

орыс тілі сабақтарында оқушыларға этномәдени тәрбие берудің деңгейлері анықталды;

оқушылардың ел тарихын терең білуге қызығушылықтары артады, отансүйгіштік сезімдері қалыптасады.

                                     

 

 

Интеграция этнокультурного компонента на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях в школах с казахским языком обучения

Актуальность проекта. В основе культурной и образовательной политики современного Казахстана лежит идея духовного обогащения нации. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года Глава государства объявил о начале Третьей модернизации Казахстана». Знать корни, сохранять традиции и национальные коды и вместе с тем шагать в ногу со временем – таков портрет современного казахстанца.

 Это требует от образовательных учреждений, осуществляющих воспитание подрастающего поколения, новых подходов в обучении и воспитании.   В связи с духовной модернизацией общественного сознания возникла потребность обратиться к богатой культуре и истории народа и «сделать его предпосылкой, важным условием успеха модернизации».  В учебно-воспитательном процессе нужно подходить к системному осмыслению и целесообразному использованию возможностей потенциала казахской народной художественной культуры.  Воспитание подрастающего поколения нужно осуществлять на рассмотрении казахской культуры как целостного явления, связанного с духовной жизнью народа.

На уроках русского языка в современной школе с казахским языком обучения утверждается этнокультуроведческий подход, при котором человек рассматривается как носитель национальной психологии, национального характера, национального самосознания.

Этнокультуроведение рассматривается в методике как один из важнейших путей реализации кумулятивной функции языка, проявляющейся в том, что язык не просто передает некоторые сведения, но и обладает способностью фиксировать и сохранять определенную культурную и историческую информацию.

Главным принципом обучения русскому языку в национальной школе является принцип функциональности и коммуникативности. Коммуникативный подход, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур, а на таких параметрах, как осознание возможных вариантов развития диалогов, достижение общей коммуникативной цели, развитие навыка перефразирования. При коммуникативном обучении ученик овладевает не только знаниями о языке, но и усваивает социокультурный компонент: образцы поведения в обществе, нормы и знания о культуре страны, что позволят ему адекватно взаимодействовать с носителями в ситуациях реального общения.

Следующий методологический подход в обучении целевым языкам – межкультурно-коммуникативный подход. Он означает, что при обучении языкам внимание уделяется развитию тех качеств личности, которые востребованы для межкультурной коммуникации. Этот подход позволит решить несколько задач: сформировать представление о малой Родине, ее своеобразии, культуре, традициях. Это необходимо для расширения когнитивного опыта школьника и становления его системы ценностных ориентаций, включающей в себя любовь к своей стране и родному краю, бережное отношение к национальной культуре, языку».

    Учитывая, что этнокультуроведение рассматривается в методике как один из важнейших путей реализации кумулятивной функции языка, проявляющейся в том, что язык не просто передает некоторые сведения, но и обладает способностью фиксировать и сохранять определенную культурную и историческую информацию, на уроках русского языка активно внедряется интеграция этнокультуроведческого материала при изучении лексических тем.  В этом заключается суть педагогического проекта, направленного на воспитание культурно открытой личности.

Цель:способствовать совершенствованию этнокультурного воспитания учащихся на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях в школе с казахским языком обучения посредством интеграции этнокультуроведческого материала, стимулирование интереса к духовной жизни народа, его национальным кодам.      

Объект исследования - этнокультурное воспитание детей школьного возраста.

Предмет исследования - процесс интеграции этнокультуроведческого материала на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях  в школе с казахским языком обучения.

Гипотеза исследования. Процесс интеграции этнокультуроведческого материала на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях  в школе с казахским языком обучения будет эффективным, если будут:

  • выделены этнометодические и этнодидактические принципы  этнокультурного подхода к обучению и воспитанию учащихся;
  • разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс национальной школы тексты, раскрывающие духовное богатство народа и содержащие национальные коды;
  • использован герменевтический принцип понимания текстов этнокультуроведческого характера;
  • определены критерии и уровни этнокультурного воспитания школьников на уроках русского языка;

Задачи исследования:

  1. Раскрыть значение понятия «интеграция этнокультурного компонента» как

необходимого составляющего системы ценностных ориентаций в воспитании культурно открытой личности, включающей в себя любовь к своей родине, к национальной культуре.

  1. Разработать этнометодические и этнодидактические принципы этнокультурного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
  2. Разработать и внедритьв учебно-воспитательный процесс национальной школы тексты, раскрывающие духовное богатство народа и содержащие национальные коды.
  3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания школьников в национальной школе.

Методологическую основу исследования составили:

Концептуальные и научно-методические основы этнокультурного образования,национально-языковой культуре, пообщим проблемам национально-ориентированного образования представлены в трудах Т.И.Баклановой, Н.Джандильдина, М.М.Сужикова, В.А.Тишкова,а также в работах Ж.М. Абдильдина, Э.С.Маркаряна, К.Е.Кушербаева, А.Н.Нысанбаева, М.С.Хасанова. В них рассмотрены вопросы возрождения и использования национальной культуры, диалога культур, овладения общечеловеческими достижениями и проблемы современной национально-культурной и образовательной политики.

         В фундаментальных трудах казахстанских ученых К.К.Куантаевой, Т.С.Садыкова, А.П.Сейтешева, ГА.Уманова, Н.Д.Хмель и др.    выявлены закономерности и особенности эстетического воспитания средствами казахской народной педагогики.  В преподавании учитывается  инновационная полилингвальная методика  обучения культуре и языкам этнических групп А.Р.Бейсембаева, З.К.Сабитовой. Среди педагогических трудов важными явились этнологические теории Л.Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея.

    Методы работы над проектом:

- изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, этнографической литературы по обозначенной проблеме;

- опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, метод математической обработки данных, опытно-экспериментальная работа.

Исследование по данной теме осуществлялось в несколько этапов.

На первом, поисково-аналитическом этапе (2013-2014 гг.), была изучена литература по данной проблеме, продуман план реализации проекта по этнокультурному воспитанию школьников. Определены актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

На втором,  опытно-экспериментальном  этапе (2014-2016 гг.), была проведена следующая работа:

- разработаны этнометодические и этнодидактические принципы этнокультурного подхода к обучению и воспитанию учащихся;

- в календарно-тематическое планирование лексического материала включен этнокультуроведческий компонент;

- апробированы тексты этнокультуроведческого содержания, на их основе  осуществлялись межпредметные связи с материалами по истории Казахстана,  материалами казахской народной художественной культуры, народным музыкальным творчеством и т.д;

- при изучении текстов мифологического содержания использован герменевтический метод, который способствует формированию «человека понимающего» (понимающего себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека), предполагает толкование этимологии явлений  казахской культуры;

- проведены промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, осуществлены проверка разработанных теоретических положений и методических приемов, а также внедрение полученных результатов в практику.

На третьем, обобщающем этапе (2016-2017 гг.), были проанализированы результаты исследования, полученные на предыдущих этапах, уточнены теоретические выводы, систематизированы и обработаны результаты.

Научная новизна:

  • использован герменевтический принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого, толковании этимологии  явлений казахской культуры;
  • выявлен потенциал казахской народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания школьников;
  • выделены этнометодические и этнодидактические принципы  этнокультурного подхода к обучению и воспитанию учащихся;
  • разработаны тексты этнокультуроведческого содержания и включены в календарно-тематическое планирование уроков русского языка.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты интеграции этнокультуроведческого материала на уроках русского языка  могут быть использованы в учреждениях школьного образования.

Предложенная программа может использоваться в практической работе с детьми школьного возраста. Будет способствовать созданию системы  обучения и воспитания, сочетающей  принятую в республике систему образования с традиционными культурными ценностями, обеспечит непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества, обеспечит для личности безусловный приоритет знания своей культуры, своих национальных кодов.

В ходе реализации опыта осуществлена апробация интеграции этнокультурного компонента на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях. Именно этнокультурная среда для школьников явилась источником их развития и приобщения к традициям казахской культуры, где под руководством учителя  осуществлялось этнокультурное воспитание школьников через разнообразные виды деятельности: интерпретация текстов, несущих культурную ценность, связь с материалом по истории, культуре, музыкального творчества казахского народа, использовано разнообразие жанров устного народного творчества, несущие народную мудрость, степную философию кочевников; раскрыто сакральное значение памятников архитектуры и народно-прикладного искусства и т.д.

Для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания была проведена диагностика среди подростков.  Целью диагностики было выявление наличия знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношения учащихся такому качеству как патриотизм.

Результаты, полученные в ходе исследования, говорят о том, что этнокультурное воспитание школьников средствами казахской народной художественной культуры привело к качественным изменениям в детях:

  • повысился интерес к изучению богатой культуры, мифологии и истории казахского народа;
  • повысилась познавательная деятельность учащихся, они с интересом изучают этимологию образов казахской народной культуры и находят отражение этих образов в сегодняшней жизни.

Для сравнения результатов внедрения данного опыта изучались качественные показатели учащихся экспериментальной и  контрольной групп. Эти исследования показали, что результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе по всем показателям. Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность детей в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании школьников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства казахской народной  художественной культуры являются достаточно эффективными и могут применяться в практической работе с школьниками.