Жаңалықтар мұрағаты
Пәндер Барлық құттықтаулар!
Джакова Карлыгаш Суртаевна
26-12-2018 21:05
Джакова Карлыгаш Суртаевна

Жобаның инновациялық атауы

Музыка сабағында және сыныптан тыс жұмыста оқушылардың әншілік дағдыларын дамыту

Жетекші идея

 Музыка сабақтарында танымдық және шығармашылық қызметке саналы қатысуға, оқушылардың әншілік дағдыларын дамытуға  жағдай жасау.

Жобаның мақсаты

жалпы білім беретін мектептегі музыка сабағында ән айтуды оқыту барысында оқушылардың ән айту дағдыларын дамыту арқылы ең тиімді әдістерді анықтау.

Жобаның міндеттері

- оқушыларды жеке және хормен ән айту дағдыларына үйрету.

- музыкалық өнер құралдарымен баланың эмоционалдық және зияткерлік саласын дамыту арқылы тұлғаны дамыту.

- музыкалық қабілеттер мен шығармашылық белсенділікті дамыту.

- музыкаға деген эмоционалды жауап беру қабілетін қалыптастыру,оған сүйіспеншілікті, қызығушылықты тәрбиелеу 

Қолдану саласы

1-6 сынып оқушылары

Жобаның қысқаша аннотациясы

Әрбір сабақ нәтижелі болатынына оған тек қана оқушыларға белсенді шығармашылық қызметке ұмтылуды үйреткен жағдайда ғана қол жеткізуге болады.

 Музыкалық өнер арқылы баланың эмоционалдық және зияткерлік саласын дамыту арқылы тұлғаны дамыту-  мұғалімнің міндеті

Музыка сабақтарында және сыныптан тыс қызметте оқушылардың  шығармашылық белсенділікті және музыкалық қабілеттерін дамыту,  коммуникативтік сауаттылығын қалыптастыру - бұл жұмыстың мақсаты болып табылады.

Іске асырудың дайындық дәрежесі

тәжірибе сынақтан өтті

                                                                             

Күтілетін нәтижелер

Егер музыкалық оқыту  педагог пен білім алушылармен тығыз байланыста болып жүйелі түрде жүзеге асырылса,баланың жас және жеке қасиеттерін ескере отырып, жалпы музыкалық мәдениетін қалыптастыру аясында музыка сабағында вокалдық дағдыларды дамыту неғұрлым тиімді өтеді .

 Егер оқушылардың вокалдық дағдыларын қалыптастыру бойынша әдістемелік жұмыстың барлық шарттарын сақтаса, онда бұл дағдылар дұрыс дамуы мүмкін.

 

 

Развитие певческих навыков у учащихся на уроках музыки

и во внеклассной работе

Актуальность исследования.Музыкальное образование детей имеетничем не заменимое воздействие на их общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике общего образования в целом и начального, в частности, музыкальному образованию учащихся уделяется мало внимания. Хотя именно в младшем возрасте формируются музыкальный слух, музыкальная память, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы, возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

    Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы.

    Выявленное противоречие между важностью и необходимостью формирования у младших школьников певческих навыков и недостаточной научно-методической разработанностью этого вопроса, позволяют сформулировать проблему исследования: при помощи каких методов развивать певческие навыки, в частности, навык певческой дикции и звукообразования у младших школьников на уроках музыки.

  Объектисследования:процесс обучения школьниковхоровому пению на уроках музыки в общеобразовательной школе.

      Предметисследования:методы развития певческих навыков (дикции, звукообразования) на начальном этапе обучения школьников  пению.

  Цель:выявить наиболее эффективные методы,с помощью которыхследует развивать певческие навыки у младших школьников в процессе их обучения пению на уроках музыки в общеобразовательной школе.

  Гипотеза: если формирование певческих навыков в учебном процессе  на уроке музыки будет проходить с использованием комплекса специально  подготовленных обучающих заданий, то такое формирование  будет наиболее эффективным.

    Задачи исследования:

1.Дать общую характеристику певческих навыков.

2.Выявить изложенные в литературе методы развития певческих навыков у школьников.

3.Разработать систему музыкально певческого материала песен и упражнений

4.Экспериментально проверить эффективность педагогических приемов,которые  соответсвуют  формированию певческих навыков.

Методыисследования:анализ,систематизация,обобщениеметодической литературы, наблюдение, анкетирование, исследовательская  работа.

Новизнаисследования заключается в разработке авторского подхода кформированию певческих навыков (певческой дикции и звукообразования) у учащихся младших классов общеобразовательной школы на начальном этапе обучения пению.

     Следует отметить, что певческая деятельность представляет большие возможности развития различных   сфер личности ребенка:

-формируются такие личные качества как ответственность, целеустремленность, доброжелательность, волевые качества и др.:

-  в процессе постановки правильного певческого дыхания и дальнейшего совершенствования вокально-хоровых навыков (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, артикуляция,ансамбль, строй) осуществляется физическое оздоровление всего организма;

-    в процессе знакомства учащихся   с вокальными произведениями различных народов (на разных языках) становится возможным интеллектуальное развитие, развитие речи, расширение кругозора детей.

    Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и других. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

   Вокальное воспитание детей  в настоящее время  осуществляется  главным образом через   вокально-хоровое пение на уроках музыки, в вокально –хоровых  студиях, вокальных студиях. Из за ограниченности учебного времени для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач,связанных с развитием детского голоса возможна лишь при условии сочетания классной, внеклассной и внешкольной работы, в самодеятельных детских коллективах при Домах культуры,хоровых школах, Дворцах  школьников.

    Вокальная работа в детском коллективе одна из сложнейших проблем в подготовке учителя музыки. Трудности ее решения можно отнести  за счет недостаточной изученности теоретических основ голосообразования у детей    Певческое развитие положительно влияет на формирование речи.

   Поэтому, важно чтобы правильное обучение пению осуществлялось с детства.

   Как известно, приобщение детей к музыкальному искусству возможно лишь на основе их активного включения в музыкально творческую деятельность, наиболее доступным видом которой выступает пение в различных его формах (сольное, ансамблевое, хоровое).

  В возрасте 7-10 лет у ребенка еще не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Его развитию содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей. Подбирая который необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребенка, т.е. тот объем звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос.

Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

В современной литературе указываются  четырепевческих навыка:

1.Певческая установка.

2.Певческое дыхание.

3.Певческая дикция.

4.Певческое звукообразование и  звуковедение.

Певческая установкаявляется необходимым условием,как дляразвития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности. Весьма существенными для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Ребятам необходимо разъяснять, что неверная певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом. Руководитель должен постоянно наблюдать за выполнением правил певческой установки, а также демонстрировать на себе правильное и неправильное положение при пении.

Певческое дыхание- основа пения,так как от него зависит качествозвука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного

жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

  • процессе вокального воспитания детей задача руководителя заключается в том, чтобы научить их в процессе работы над художественным произведением пониманию того, что певческое дыхание должно быть всецело обусловлена характером исполняемого произведения.           

Поскольку дыхание в пении является выразительным средством, у одного и того же певца в зависимости от исполняемых задач может наблюдаться вариативность в типах дыхания. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука так же подчинен характеру произведения. Руководителю необходимо акцентировать на этом внимание певцов.

         Певческая дикция(от греческого -произношение)- это ясность, разборчивость, правильность произношения текста.

     Основная задача достижения хорошей дикции в хоровом исполнительстве - это полноценное усвоение слушателем содержания исполняемого произведения. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в вокальном и хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего вокального и хорового пения.

Под хорошей дикцией подразумевается не только четкое и ясное произношение, но и чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.

Звукообразующими являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Всё это называется артикуляционным аппаратом. Работа артикулярного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Вокальная дикция требует повышенной активности артикулярного аппарата. Вялость артикуляции - обычно является одной из основных причин плохой дикции в пении - гласные и согласные не имеют необходимой ясности, четкости и устойчивости, звук приобретает однообразный, невыразительный характер.

Звукообразованиерезультат взаимодействия дыхательных иартикуляционных органов с голосовыми связками.

Образование звука человеческого голоса обусловлено сложной работой голосового аппарата.

Певческий голос должен звучать ровно, плавно и однородно по всему диапазону.Средством плавного постепенного перехода от грудного регистрак головному резонатору служит выработка смешанного звучания. Успех такой работы, обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, то есть стой части диапазона, которая звучит наиболее свободно и удобно.

Певческий аппарат – инструмент очень сложный, он совершеннее всех инструментов, созданных человеческим разумом. Но певческий аппарат и правильная постановка голоса – лишь одна из составных частей пения. Другая, очень важная, часть целиком зависит от коры головного мозга человека. Певец передает посредством своего певческого аппарата глубину человеческих чувств. Следовательно, пение, относится ко второй сигнальной системе, только она более богата, чем разговорная речь.

Постановка голоса сводится к правильному направлению звука, совершенному владению певческим аппаратом. Поскольку автоматическое строение у всех людей одинаково, то, значит, каждый человек, имея необходимые певческие данные, правильно тренируясь, может достичь полного овладения своим певческим аппаратом.

 

    Певческие навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта; взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. В процессе обучения пению детей у них формируются 4 певческих навыка: певческая установка, певческое дыхание, певческая дикция, певческое звукообразование и звуковедение. Сущность певческих навыков заключается в следующем: певческая установка – необходимое условие, как для развития голосового аппарата, так и для плодотворной исполнительской деятельности; певческое дыхание – это основа пения, так как от него зависит качество звука голоса; певческая дикция – это важнейшая часть всей вокальной работы, она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием; певческое звукообразование и звуковедение – это результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками.

   Проведенная мною  исследовательская  работа с учащимися второго класса  в общеобразовательной школы показала, что наиболее эффективными методами формирования певческих навыков являются:

  1. при  формировании  навыка  дикции:  скороговорки  и  поговорки,

которые насыщены гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта; комплекс упражнения для выработки правильного произношения звука «Р».

б) при формировании навыка звукообразования: артикуляционная гимнастика; в песнях пропевание каждого предложения, а затем четверостишием и в конце уже куплет.

Такую же работу провожу при проведении вокального кружка.

   В своей работе я использую фонопедический метод формирования певческого голоса известного педагога, профессора, музыканта, фониатра Виктора Вадимовича Емельянова.

     Фонопедические упражнения на уроках музыки и во внеклассной работе являются одним из важных приемов развития вокальных  способностей  у учащихся.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу?

Это:

 •Расширение диапазона

 •Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка

 •Усиление насыщенности звука

 •Полетность

 •Улучшение вибрато

 •Большая певучесть звука

 •Свобода

 •Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

    В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, когда голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой.

Результатом моей работы являются творческая активность учащихся:    участие и победы школьниковв городских, областных, республиканских и международных фестивалях и конкурсах.Только за последние три года 14 учащихся стали лауреатами и призерами областных, республиканских и международных певческих конкурсов.