Жаңалықтар мұрағаты
Пәндер Барлық құттықтаулар!
Мукарова Эльмира Ураловна
26-12-2018 20:58
Мукарова Эльмира Ураловна

Инновациялық жобаның атауы

«Көптілді білім берудің өзектілігі, оқушылардың коммуникативтік дағдыларын қалыптастыру»

Жетекші идея

Көптілді білім беру – бұл тілдерді толық меңгеру және жаңа әлеуметтік-экономикалық реформаларға дайын, бәсекеге қабілетті тұлға құру үшін жағдай жасау.

Жоба мақсаты

География сабақтарында қазіргі заманғы білім беру технологияларын қолданумен, көп мәдениетті тұлғаны қалыптастыру үшін жағдай жасау.

Жоба міндеттері

1. Қазақстанда көптілді білім беруді жүзеге асыру бойынша нормативтік-құқықтық құжаттарды зерделеу.

2.Географияда заманауи тәсілдерді қолдану арқылы көптілді білім беруді енгізу үшін жағдай жасау.

3. География сабақтарында оқушыларға түрлі іс-әрекеттерді меңгеруге мүмкіндік беретін, тапсырмаларды ойластыру және әзірлеу.

Қолдану саласы

Сабақта және сабақтан тыс қызметте

Жобаның қысқаша андатпасы

Жаңа тәсілдерді қолдану заманауи көп мәдениетті және көп тілді қоғам тарапынан сұранысқа ие, тұлғалық қасиеттерді дамытуға ықпал етеді.

Жүзеге асыруға дайындық дәрежесі

Жоба жүзеге асырылды,қала мұғалімдері жұмыстарында қолданылуда.

Қолданудан күтілетін нәтижелер

 Мәдени және басқа да салада маңызды ақпаратты алуда, белсендіру арқылы ана тілінің бәсекеге қабілеттілігін жоғарылату.

 Қазақ тілін мемлекеттік тіл ретінде мәртебесін көтеру.

 

Современные подходы в преподавании географии в условиях полиязычного образования

      Актуальность поликультурного и полилингвального обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах.Обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. 

       Цель: создание условий для формирования поликультурной личности на уроках географии с использованием современных образовательных технологий.

      Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить документы по реализации полиязычного образования в Казахстане;

2.создать условия по  внедрению полиязычного образования через применение современных подходов в географии;

3. продумать и разработать задания, позволяющие осваивать обучающимися разные виды деятельности на уроках географии.

       Гипотеза: Если на уроке внедрять полиязычное образование, то это поможет развитию поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на двух языках в жизненных ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Проект является долгосрочным и рассчитан на обучающихся 6-11классов.   Полиязычное образование – основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его профессиональную конкурентоспособность.
Полиязычие как важное направление развития человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. И в реальности нет цивилизованных государств, где жила бы только одна нация.

     Для нормального функционирования любого многонационального государства весьма существенно формирование двуязычия и полиязычия.
Полиязычие – «употребление нескольких языков в пределах определенной социальной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией».
     Основание необходимости приоритета родного языка культуры в целом, который, активно адаптируя языки других народов, укрепляется в своём богатстве и уникальности, - это тот методический принцип, который выдвигается в качестве концептуального решения социально – философских проблем гуманизации полиязыкового образовательного пространства современного мира.
      Применение новых подходов, технологий обучения языкам будет способствовать развитию таких качеств личности, которые являются востребованными современным поликультурным и многоязычным обществом. Поэтому проблема использования эффективной методики преподавания географии с применением казахского языка представляется очень важной.  

Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно –

ориентированных заданий.

Ключевыми компетенции являются:

1.Изучать

2.Искать

3.Думать

4.Сотрудничать

5.Приниматься за дело

Цель компетентностного подхода:

- учиться знать;

- учиться делать;

- учиться жить;

- учиться быть.

1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.

2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.

3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.

Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует  от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся  компетенции и приобрести новые.

4.Информационные компетенции  предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это  так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии –  показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Картина мира изменяется  слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое.

Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя  тоже повышают  свою компетенцию.

5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.                

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на  самостоятельность ученика. Нужно учить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации предпочтение отдается таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.

Учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. Важное место должно занять обучение школьников оценочной деятельности, научить учеников оценивать изучаемый материал. В процессе оценочной деятельности у учащихся происходит осмысление изучаемого материала. Оценочные суждения - существенная часть развития личности.

  Обратная связь необходима, чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя и других и, что при этом на них повлияло в процессе  оценивания. Рефлексия является  на уроках  один из главных компонентов  для дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения.

   В ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных технологий, например, критического мышления предполагает работу в группах,  диалоговое обучение подтверждает, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии. Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть в себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков.

Внедрение полиязычного обучения на  уроках географии происходит через использование различных приемов. Например,

   І. На этапе актуализации знаний через приём: «Закончи предложение», переведите с русского на казахский язык, сформулируйте ответ на казахском языке.

  • Тема:Ветер, основные виды и причины, воздушные массы.

Задание

  • 1. Атмосфералық қысым-……
  • 2. Атмосфералық қысымды анықтау үшін құрылғы деп аталады-….

Задание

  • 1.Ауа салмағыны білдіреді алды ……
  • 2. Кісі қысымды сезінбиді өйткені…….

Задание

  • 1. Атмосфералық қысым өзгереді, тек биіктігі мен емес……
  • 2. Көтеру кезінде әрбір 10,5 м.
  • Қысымы…….

 На этапе изучения  нового материала внедрение казахского языка проходит через работу с терминами, например:

Тема «Литосфера»:

1.Земная кора -Жер қыртысы

2. Мантия  -  Жердің ішкі қабаты

3. Литосфера - Жер шанының сыртқы катты қабатты

4. Ядро -    Жердің өзегі

Тема: «Гидросфера, понятие о круговороте воды. Мировой океан и его части»:      

1. Море - Теңіз

2.Залив -Шығанақ(например: Парсы шығанағы-Персидский залив)

3. Пролив-Бұғаз (Босфор бұғазы → пролив Босфор)

4. Мировой океан – Әлемдік  мұхит.

    На этапе закрепления учебного материала

1.Что такое ветер?

Жел — ауаның жер бетіне қатысты көбінесе горизонталь бағытта қозғалуы

2.Как называется прибор для определения направления ветра?

Желдің жылдамдығы мен бағытын желбағар  құралмен өлшейді.

3.Каковы особенности бриза?

Бриз - (французша – жеңіл жел) теңіз, көл жағалауында соғатын жел.

•  Күндізгі бриз

•  Түнгі бриз

4.Чем отличаются муссоны от бриза?

Муссон-(арабша- маусым) теңіз жағалауында бағытын жыл ішінде ауыстырып соғатын жел.

5.Что такое воздушные массы?

Ауа массалары – қалыптасқан аймақтың температурасы,мөлдірлігі, ылғалдылық қасиеттерімен ерекшеленетін, тропосферадағы ауаның үлкен көлемі.

6. Какие виды воздушных масс знаете?

• арктикалық 

• қоңыржай

• тропиктік

• экваторлық

Барлық ауа массалары экваторлық басқа теңіздік және құрлықтық болып бөлінеді.

Задание на закрепление (письменно)

Приём «Недостающее словосочетание».

1. Күш, ауа ауыр салмақ салынып отырмағанын айтамын жер бетіне деп аталады ……

2. Құрыңыз  дәйектілігі өзара байланысты ұғымдар

1)Атмосфералық  қысым

2)Абсолюттік биіктігі жерде

3)Биіктігі атмосфералық ауа бағанының

Задание

   Күн барлықтың биігінің над көкжиекпен ..., ең жылы ай -.

 

         Күн барлықтың биігінің над көкжиекпен - түсті., ең жылы ай-шілде.

Термометр - сол қызудың өлшет- үшін аспап       

 Переведите:Самый холодный месяц в году…..

  • 2. Термометр – это ……….
 

Ең суық ай жылда -қан

Задание

1.Определите годовую амплитуду, если в июле средняя t = 180,

 а в январе t= - 50

2.Если январь- лето, а июль- зима, то мы в …………полушарии.

  Қантар - жаз, ал шилде- қыс, сол біз оңтүстіктің аспан әлемінің   жартысында.

При планировании урока учитель  формулирует как учебные, так и языковые цели урока. При постановке языковых целей учитель может обращаться за помощью к учителю языковых дисциплин.

Перед уроком учитель должен четко знать ответы на следующие вопросы:

  • Какие фразы и термины мне необходимо использовать на уроке?
  • Достаточен ли уровень языковой подготовленности учащихся для использования терминологии?
  • Как лучше организовать дискуссии и обсуждения?
  • Как интегрировать язык и предметное содержание в развитии навыков критического мышления?

Качество знаний и успеваемость на протяжении трёх лет выше в экспериментальном классе, где обучение ведется с применением казахского языка. Учащимся предлагались задания на формирование коммуникативной компетенции, выбирались необходимые источники информации, выбирались наиболее оптимальные способы для достижения поставленной цели.Учащиеся экспериментального класса активно принимают участие в интеллектуальных конкурсах.

Таким образом, содержанием образовательной политики Казахстана определено  обучение государственному языку, русскому, как языку межнационального общения, а также одному из иностранных.  Внедрение полиязычного  образования на уроках географии  способствует   развитию поликультурной личности, ориентированной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно - деятельностные операции на двух  языках в жизненных ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Перспективные направления дальнейшей работы над темой:

1.исследование проблем преемственности полиязычного образования на разных ступенях системы образования;

2.изучение зарубежного опыта полиязычного образования;

3.составление программ курсов по выбору, факультативных курсов полиязычной направленности;

4. расширение возможностей ІТ- компетенций.